Шведский суд попросил суд ЕС дать толкование норме регламента союза, запрещающей удовлетворять требования российских компаний по неисполненным европейцами из-за санкций контрактам. Юристы ждут, что вердикт будет прецедентным.
Европейский суд (Court of Justice of the European Union, высшая инстанция суда ЕС) рассмотрит запрос Апелляционного суда округа Свеа (Швеция) о толковании нормы санкционного европейского регламента, запрещающего удовлетворение любых требований российских компаний по сорванным из-за санкционного режима контрактам. РБК ознакомился с текстом запроса. В базе суда ЕС появилась карточка этого дела по запросу шведского суда.
Решение станет важным прецедентом и определит подход к регулированию арбитражных споров, связанных с санкциями, считают опрошенные РБК юристы.
Как связан спор о возврате аванса и санкции
Шведский апелляционный суд обратился в высшую инстанцию суда ЕС с запросом о толковании положения статьи 11 Регламента ЕС № 833/2014. Эта статья была введена еще в 2014 году и гласит, что никакие «требования» российских компаний (в том числе неподсанкционных) не могут быть удовлетворены европейскими сторонами, если эти требования связаны с контрактными обязательствами контрагента из ЕС, не исполненными по причине санкций.
Толкование потребовалось, чтобы вынести решение по делу бельгийской компании Reibel и российской компании «Внешнеэкономическое объединение «Станкоимпорт», которая не находится в санкционных списках ЕС.
Как следует из запроса шведского суда, в декабре 2015 года (то есть через полтора года после вступления в силу регламента ЕС) фирмы заключили договор о поставках Reibel оборудования «Станкоимпорту», российская компания внесла авансовые платежи за поставку. Договор сопровождался арбитражной оговоркой, согласно которой все споры, кроме подпадающих под юрисдикцию национальных судов, подлежат арбитражу по праву Швеции. В 2017 году бельгийские власти отказали Reibel в выдаче лицензии на экспорт в Россию законтрактованных товаров, посчитав, что они могут расцениваться как товары двойного назначения (такая лицензия требуется по условиям Регламента 833/2014). Предоплата «Станкоимпорту» возвращена не была (поставщик сослался на статью 11, поскольку возврат предоплаты означал бы как раз удовлетворение требований российской компании), после чего «Станкоимпорт» расторг договор и обратился в арбитраж.
В декабре 2021 года арбитражный трибунал в Стокгольме обязал Reibel выплатить «Станкоимпорту» полученную сумму авансов (примерно €2,6 млн) и проценты за удержание средств, но отклонил требование истца о возмещении ущерба, посчитав его попыткой извлечь финансовую выгоду из неспособности контрагента поставить оборудование из-за санкционного законодательства. Reibel оспорила это арбитражное решение в Апелляционном суде округа Свеа, который теперь обратился за толкованием в суд ЕС, приостановив на это время свое разбирательство.
О чем говорит статья 11 Регламента ЕС
Регламент ЕС об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на территории Украины, был принят летом 2014 года. Документ определяет секторальные санкции в отношении России.
Статья 11 этого регламента запрещает удовлетворение любых требований, возникших в связи с контрактом или сделкой, исполнение которых было нарушено в результате введенных санкционных мер, в том числе исков с требованием о возмещении убытков.
Почему вердикт может стать прецедентным
Если суд ЕС подтвердит, что подсанкционные российские лица не лишены права требовать возврата авансов, это существенно поможет в защите прав российских лиц, в том числе в арбитраже за рубежом, отмечает руководитель практики разрешения споров, партнер Stonebridge Legal Алексей Ядыкин. Он поясняет, что в рамках этого кейса затрагивается очень важный для практики вопрос: если европейский контрагент не исполнил контрактные обязательства перед российской стороной в связи с применением санкций (Регламента ЕС 833/2014), имеет ли российская сторона право истребовать неотработанный аванс. Сейчас, по словам юриста, есть правовая позиция, что положения данного регламента препятствуют удовлетворению требований российских лиц в таких спорных ситуациях.
Стокгольмский арбитраж в решении 2021 года посчитал, что ст. 11 «не нацелена против удовлетворения требования о возврате денег, уплаченных за оборудование, которое не было поставлено». Арбитраж аргументировал это тем, что такой возврат не предполагает исполнения запрещенной санкциями транзакции, а всего лишь направлен на возвращение сторон к позициям, на которых они находились до подписания контракта. Что касается процентов за удержание средств, арбитраж посчитал, что начисление соответствует правилам Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года; процент был привязан к так называемой референсной ставке ЦБ Швеции.
Также в рамках этого запроса должен быть рассмотрен вопрос о возможности судебной отмены арбитражных решений, вынесенных в рамках арбитража на территории ЕС, в связи с неприменением коллегией арбитров санкций ЕС, указывает Ядыкин. «Если суд ЕС установит, что европейские суды могут отменять арбитражные решения по данному основанию по собственной инициативе (без соответствующего заявления стороны), это только усилит существующие риски для российских сторон при проведении арбитража в странах ЕС по спорам с санкционным элементом», — ожидает он.
Какие последствия могут быть для российского бизнеса
В рамках новых контрактов российские стороны фактически уже давно не выбирают арбитраж, местом которого являются страны ЕС, говорит Ядыкин. В случае со спорами по старым контрактам, в которых выбраны европейские арбитражные институты, российские компании могут попытаться согласовать с европейскими контрагентами новые арбитражные оговорки, например в пользу азиатских арбитражных центров, предполагает он. «В случае отказа контрагента от пересогласования условий вопрос об изменении места арбитража можно будет поднять перед арбитрами. Также вероятно, что российские стороны будут и далее активно использовать инструментарий ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ», — не исключает юрист.
Полная версия статьи доступна на сайте РБК по данной ссылке.