29.12.2025

Анастасия Сивицкая для Коммерсантъ FM: Удастся ли Novo Nordisk остановить экспорт российского аналога «Оземпика»

Датская Novo Nordisk пытается остановить экспорт российского аналога «Оземпика». «Герофарм» выпускает «Семавик» уже два года. Препарат на основе семаглутида заменил ушедший с рынка оригинальный «Оземпик». По данным аналитической компании DSM Group, за первые девять месяцев в аптечных сетях продажи этого средства выросли почти в три раза по сравнению с 2024-м и достигли 13 млрд руб. На долю Novo Nordisk в прошлом году пришлось только 3% от общей суммы продаж.

Суть конфликта связана с так называемой принудительной лицензией, которую «Герофарм» получил в российском арбитраже и затем продлил в правительстве. Документ позволил производителю выпускать «Семавик» на внутреннем рынке. Однако представитель датской фармкомпании обратился в Роспатент, указывая, что лицензия не распространяется на экспорт. Как уточняет Novo Nordisk, только правительство может давать разрешение на продажу таких препаратов за рубежом. «Герофарм» в ответ на запрос “Ъ FM” пояснил, что в мае суд по интеллектуальным правам предоставил право использовать изобретение «любыми не противоречащими закону способами», а это включает в том числе «производство и хранение товара с целью экспорта». При этом за разрешением не требуется обращаться к правительству.

Советник практики разрешения споров Stonebridge Legal Анастасия Сивицкая объясняет, что Novo Nordisk может признать экспорт незаконным в судах за рубежом: «Наш закон предоставляет производителям лекарственных препаратов возможность получать принудительные лицензии в ситуациях, когда производитель оригинального препарата не хотел бы давать эту лицензию и не может в силу каких-то причин насытить региональный рынок. Тогда власти страны либо суд могут дать принудительную лицензию. В нашей ситуации производитель захотел получить лицензию на более длительный срок и обратился в суд, и ему выдали такую принудительную лицензию. Но встал вопрос: действительно ли она предполагает возможность производства для экспорта за границу?

Решения по этому спору закрыты и не опубликованы. Вопрос об экспорте, вероятно, либо не вставал, либо было отказано в том, чтобы предоставить право экспортировать препарат. Стоит подчеркнуть, что правительство РФ может давать такие лицензии, но когда есть запрос того государства, где тоже не хватает препарата. Было ли это в данной ситуации, мы не знаем. Скорее всего, нет. Спор сам по себе уже завершен. Принудительная лицензия выдана, она точно касается производства и введения в оборот препарата в России. Что касается экспорта, скорее всего, споры по данному вопросу перейдут в те страны, в которые осуществляется поставка, там производитель оригинального препарата, возможно, сможет запрещать продажу, если местное законодательство ему это позволит».

Полная версия статьи доступна на сайте Коммерсантъ.