Власти Тувы рассматривают привлечение монгольских и китайских компаний в проект строительства железной дороги Курагино — Кызыл с продлением её до монгольской границы. Взамен инвесторы из КНР могут получить право на разработку месторождений редких и редкоземельных металлов (РЗМ) в регионе. Впрочем, в России практика «инфраструктура в обмен на ресурсы» не распространена, а развитие глубокой переработки РЗМ в РФ может идти вразрез с интересами КНР.
Модель «инфраструктура в обмен на ресурсы», активно применяемая Китаем в других странах, в российской правовой практике не регламентирована. Комментируя данную ситуацию для «Коммерсантъ», советник и руководитель практики инфраструктуры, строительства и ГЧП Stonebridge Legal Андрей Миронов отметил:
«Специальных инструментов, которые бы прямо связывали обязательства по созданию «инфраструктуры в обмен на ресурсы» в России не предусмотрено. Можно в какой-то мере отнести к таким соглашениям – соглашения о разделе продукции, однако новые такие соглашения фактически не заключаются или практически не заключаются.
С практической точки зрения, отсутствие инфраструктуры для сопровождения добычи – это в первую очередь проблемы инвесторов. Например, если инвестор получит лицензию на добычу полезных ископаемых, но при этом до месторождения нет дорог и рядом нет электричества, то инвестору самостоятельно придется построить дорогу и электростанцию для обеспечения своих потребностей, или найти для этого партнеров. Иностранный инвестор может создавать такую инфраструктуру на общих основаниях, либо в партнерстве с государством, в том числе с использованием механизмов ГЧП и концессий. Либо, если государство особенно заинтересованно в развитии тех или иных месторождений, инвестору могут быть предоставлены налоговые льготы, субсидии или иных преференции (например, через режим особых экономических зон) в обмен на обязательства инвестора осуществлять добычу и инвестиции в сопутствующую инфраструктуру».
Таким образом, потенциальное участие китайских компаний в проекте вероятнее всего будет реализовано в рамках существующих инструментов государственно-частного партнерства.
Полную версию статьи читайте на сайте Коммерсантъ.