15.07.2024

Дмитрий Позин для Коммерсантъ: СПГ-танкеры «Совкомфлота» вместо Европы могут отправиться в Азию

СПГ-танкеры под управлением «Совкомфлота», вероятно, больше не смогут заходить в европейские порты из-за санкций, введенных Евросоюзом в отношении компании в рамках 14-го пакета. Ограничения могут распространиться на танкеры «Кристоф де Маржери», «Псков», «Великий Новгород» и «Лаперуз», отгружающих СПГ с проектов «Ямал СПГ» НОВАТЭКа и «Портовая СПГ» «Газпрома».

ЕС ввел персональные санкции против «Совкомфлота» и гендиректора компании Игоря Тонковидова 24 июня, тогда же под секторальные санкции попали 27 танкеров, принадлежащих компании. Введение персональных санкций в отношении «Совкомфлота», по сути, означает, что все средства и экономические ресурсы компании должны быть заблокированы, если окажутся на территории ЕС (ст. 2 Council Regulation (EU) No 269/2014). Любые сделки и финансовые операции с компанией также под запретом.

С введением эмбарго ЕС на российскую нефть «Совкомфлот» уже перенаправил свои нефтетанкеры из европейского региона в Азию. Компания передала управление большей части нефтяного флота зарегистрированным в Дубае структурам, но это не спасло танкеры и компании от санкций за превышение потолка цен. В отношении российского газа общеевропейские санкции не вводились, поэтому СПГ-танкеры «Совкомфлота» продолжали работать на рынке ЕС. По данным Equasis, СПГ-танкеры «Лаперуз», «Псков», «Великий Новгород» и «Кристоф де Маржери» с апреля 2023 года зарегистрированы на дубайскую Gas Carriers SCF MGMT FZCO, которую на рынке связывают с «Совкомфлотом».

Все газовозы до последнего времени регулярно ходили в Европу, но, судя по системам отслеживания судов, проблемы с их загрузкой начались еще до объявления последних санкций. Часть танкеров некоторое время простаивает или не может разгрузиться.

«Кристоф де Маржери» — флагманский СПГ-танкер ледового класса Arc7 проекта «Ямал СПГ» НОВАТЭКа — сейчас идет через восточный сектор Севморпути в Китай. Танкеры «Псков» и «Великий Новгород» вели поставки в основном в Турцию и Грецию со среднетоннажного проекта «Портовая СПГ» «Газпрома». Этот проект ориентирован на европейский рынок, в прошлом году только несколько партий ушли в Китай через Севморпуть. Флот проекта состоит из четырех танкеров — «Великий Новгород», «Псков», «Маршал Василевский» и Cool Rover.

Дмитрий Позин, партнер корпоративной практики Stonebridge Legal, отмечает, что санкции ЕС не являются юридически обязательными для неевропейских стран, поэтому доступ в порты Китая или других азиатских стран для танкеров «Совкомфлота» в принципе не запрещен. Но если оператор порта или компания, оказывающая услуги в порту,— европейская компания, то она должна соблюдать европейский санкционный режим в отношении «Совкомфлота», уточняет он.

Полная версия статьи доступна на сайте газеты Коммерсантъ.