18.04.2025

Дмитрий Позин для Коммерсантъ: В антироссийских санкциях США, ЕС и Великобритании обнаружились новые тенденции

За прошедший год в санкционном давлении США, Евросоюза и Великобритании на Россию появились новые тренды. Одним из них стало активное применение, а не только декларирование вторичных санкций. В США число физлиц и компаний из третьих стран, подпавших под действие этого механизма, с конца 2022 года выросло почти в семь раз, европейские и британские власти работают в том же направлении. Кроме того, США и ЕС в 2024 году стали ограничивать судебные разбирательства, инициированные российскими предприятиями против американских и европейских контрагентов. Великобритания же вплотную занялась расследованием случаев нарушения санкций с последующим штрафованием виновных. “Ъ” обсудил с санкционными юристами причины и следствия этих действий.

Дмитрий Позин, генеральный директор, партнёр корпоративной практики Stonebridge Legal, дополнил:

Можно выделить два основных тренда 2024 года в области санкций: (1) увеличение количества нероссийских лиц, в отношении которых вводятся «антироссийские» санкции; (2) существенное снижение интереса к новым вводимым санкциям и сдержанная реакция российского бизнес-сообщества на новые «пакеты» санкций.

С момента введения в 2014 году первых санкций против РФ регулирование США и ЕС в этой области существенно эволюционировало. Оно постепенно избавлялось от пробелов и серых зон, которые позволяли заинтересованным лицам находить лазейки в существовавших запретах. Тем не менее, по прошествии 10 лет в санкционном регулировании всё ещё существует изъян, вызванный ограниченной экстерриториальностью национального законодательства.

Лица и компании, не имеющие юридических, экономических или фактических связей с США и/или ЕС, не обязаны соблюдать санкции США и/или ЕС, соответственно. Такая необязательность в значительной мере подрывает эффективность санкционного режима. Поэтому США и ЕС заинтересованы в последовательном «давлении» на бизнес с целью убеждения или принуждения к соблюдению их санкционного режима. Введение вторичных санкций на компании из третьих стран как раз и выполняет роль такого давления, демонстрируя потенциальные последствия для лиц, отказывающихся соблюдать санкции США и/или ЕС.

Полная версия статьи доступна на сайте Коммерсантъ по данной ссылке.