С начала весны прошлого года из-за введения масштабных санкций иностранные компании из так называемых недружественных стран начали заявлять о планах по уходу с российского рынка. Однако российские власти предприняли ряд шагов для защиты отечественной экономики. Прежде всего речь идет об указах президента РФ Владимира Путина, которые были приняты в марте 2022 г. и устанавливали запреты на сделки с иностранцами из недружественных государств и ряд ограничений с валютой и счетами.
В результате по итогам первого полугодия 2022 г. было совершено 217 сделок, указывается в обзоре агентства AK&M, на сумму $18,09 млрд. Темпы роста рынка M&A в суммарном выражении составили 5,6% к аналогичному периоду 2021 г., отмечали аналитики агентства, за счет увеличения средней стоимости сделок, которая (за вычетом крупнейших) выросла в 1,7 раза, с $38,5 млн до $64,2 млн.
Безусловно, ведущим трендом на рынке стал массовый уход иностранных инвесторов, которые вели бизнес на территории РФ, прежде всего из США, Финляндии, Чехии, Германии. В 2022 г. зафиксировано 109 сделок из 517 (20,9% от общего числа), в которых покупателями российских активов иностранцев выступали резиденты РФ. При этом их объем составил 38% от всех транзакций года ($16,31 млрд). Сумма могла быть и выше, но многие иностранцы соглашались продавать активы ниже рыночной цены, а те, кто планирует вернуться, и вовсе готовы были довольствоваться символической ценой.
Один из крупнейших инвесторов в реальный сектор РФ – компания McDonald’s продала свой бизнес именно за символическую сумму, но опцион предусматривает право обратного выкупа. Аналогичным образом чуть раньше поступил французский концерн Renault, попросивший за свои активы всего 1 руб.
Именно поток покидающих страну компаний, пытающихся решить вопрос с тем, как пристроить свои предприятия, породил мнение о буме в сфере M&A. Большинство экспертов разделяют это суждение. Правда, некоторые с оговорками.
Например, CEO, партнер корпоративной практики Stonebridge Legal Дмитрий Позин считает, что не стоит переоценивать объем сделок, которые были совершены за последние год-полтора. «Многие из них продиктованы не только экономическими причинами и, вероятно, не произошли бы при другом развитии событий. В первую очередь, это касается значительного числа сделок, связанных с уходом иностранного бизнеса из России», – сказал он. Не исключено, предположил юрист, что и часть сугубо российских сделок также была связана с внешнеполитической ситуацией.
С политическим контекстом связан и второй тренд на рынке M&A – выход российских инвесторов из зарубежных активов или по причине того, что они попали под санкции, или потому, что такой риск существует. Третий тренд – внутрироссийские сделки между резидентами РФ в связи с падением стоимости активов на фоне снижения инвестиционной деятельности, т. е. без политики тут тоже не обошлось.
Российское законодательство оказалось готовым к буму сделок, связанных как с санкциями, так и с контрсанкциями, уверены эксперты.
«Российские правовые механизмы в большинстве случаев достаточны для структурирования и реализации крупных и сложных сделок в сфере слияний и поглощений», – отметил Позин. Он пояснил, что тенденция по сокращению использования английского права в этом сегменте наметилась еще в 2014–2015 гг. И была вызвана, с одной стороны, первыми санкциями со стороны США и ЕС, а с другой – реформой гражданского законодательства. Она принесла в отечественное регулирование такие механизмы, как заверения об обстоятельствах и возмещение потерь, аналоги которых активно используются в англо-правовых сделках.
Что касается перспектив рынка M&A, то, как считает Позин, снижение активности в этом сегменте в среднесрочной перспективе вполне возможно. «В целом аппетит покупателей будет зависеть как от доступности заемного финансирования, так и от общеэкономической ситуации в стране», – уверен он.
Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Ведомости.