Культура и искусство для юристов не только часть профессии, но и в значительной степени личный выбор. О том, как давно его сделали в Stonebridge Legal, о принятом в фирме взаимодействии с музеями, работе с благотворительными фондами и надежде, что культурные мосты между странами не сгорят до конца, “Ъ” поговорил с партнерами фирмы Дмитрием Позиным и Романом Прудентовым.
— Мы живем в такое время, когда вынуждены ежедневно проверять себя на мудрость, выдержку, базовые принципы и ценности. В случае с юридической фирмой ее ценности находят отражение в социальных проектах, которые она поддерживает. В каких проектах находит радость и смысл Stonebridge Legal?
— Дмитрий Позин: Мне кажется, что регулярная проверка себя и рефлексия — это неотъемлемое качество высококлассного юриста. В нашей профессии мало выучить норму и уметь ее применять — надо постоянно актуализировать свои знания с учетом изменяющейся судебной и правоприменительной практики, уметь критически оценивать содержание написанного документа (в том числе когда автор документа — ты сам), уметь тонко подстраиваться под контрагента, убеждая его принять позицию нашего клиента, а также обеспечивать максимальную пользу и эффективность нашего совета.
Все, что мы делаем, должно соответствовать тем высоким стандартам качества юридических услуг, к которым привыкли наши клиенты. Такое постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и является одним из базовых и неотъемлемых принципов нашей работы. Наверное, поэтому нас так привлекают искусство и живопись. Уже много лет мы не только соседствуем с Третьяковской галереей и являемся патронами Пушкинского музея, но и активно поддерживаем их выставочные и печатные проекты.
Так, в прошлом году мы сопровождали выставку Третьяковской галереи, посвященную художникам Серебряного века, а в этом году выступаем спонсорами выставки акварельной живописи XVII — начала XX веков. И хотя проведение вставки запланировано лишь на ноябрь 2024 года, мы, пользуясь случаем, приглашаем всех читателей “Ъ” посетить эту замечательную экспозицию, которая позволит познакомиться с историей развития акварели в России, а также увидеть редкие работы Брюллова, Врубеля, Сурикова и других замечательных живописцев.
— Культура, искусство — это в том числе и эстетика жизни, желание видеть глубже, знать больше, жить лучше. Можно ли сказать, что приверженность культуре и потребность в ее продвижении являются частью профессионального кода, полученного вами за время работы в составе ильфа?
— Д. П.: Да, хотя я и не могу согласиться с вами полностью. Конечно, мы много лет проработали в международной юридической фирме Freshfields Bruckhaus Deringer, история которой началась в Англии еще в XVIII веке, во времена таких известных английских писателей, как Даниэль Дефо, Джонатан Свифт и Генри Филдинг (последний, кстати, тоже изучал право). Бесспорно, что многолетняя работа в одной из старейших и крупнейших юридических фирм мира сказалась на нас определенным образом, но это касается, скорее, требований к качеству работы, стандартов общения с клиентами и коллегами, общих подходов к организации работы команды и офиса. Отмеченная вами приверженность культуре — это сугубо наша черта, никак не связанная с наследием Freshfields. В конце концов, после ухода Freshfields мы не только сохранили, но и упрочили наше взаимодействие с музеями.
Если же посмотреть на ситуацию шире — в России всегда были меценаты, поддерживавшие художников, музыкантов, писателей и других творческих людей. Мы косвенно уже упоминали купеческий род Третьяковых, фамилию которых носит, по сути, основанная ими галерея. На ум также приходит род купцов Морозовых, коллекции которых значительно обогатили сокровищницу Пушкинского музея и экспонируемую в музее-усадьбе «Кусково» коллекцию Музея фарфора.
Яркий след в истории отечественного искусства оставил и Савва Иванович Мамонтов, помогавший многим художникам и артистам, в том числе Федору Шаляпину, Валентину Серову и Виктору Васнецову (интересно, что в богатой биографии Саввы Ивановича была и учеба на юридическом факультете МГУ). И это только те имена, которые у всех на слуху. А стоит поездить по нашей необъятной родине — и выяснится, что в каждом регионе были свои меценаты. Так, в Тюмени назовут купцов Колокольниковых, Андрея Текутьева и Николая Чукмалдина, в Татарстане обязательно вспомнят фамилии Алафузовых, Акчуриных и Апанаевых, а в Калуге обязательно расскажут про братьев Малютиных и род Золотаревых.
Так и наше сотрудничество с музеями имеет куда более глубокие корни, чем просто наследие ильфа.
В нашем коллективе много талантливых, творческих и тонко чувствующих людей — к слову, стены нашего офиса, включая переговорные комнаты и зону ресепшен, украшены фотографиями, сделанными сотрудниками фирмы. Многие увлекаются поэзией, поэтому редкое офисное мероприятие обходится без стихотворений «на злобу дня». Так, на новый, 2024 год партнеры фирмы удостоились дружеских эпиграмм от коллег и сами зачитали их вслух под общий хохот коллектива. Есть среди нас и истинные меломаны, и приверженцы «теплого лампового» звучания, и вокалисты, есть театралы и любители авторского кинематографа. Поэтому, возвращаясь к вашему изначальному тезису, хочется отметить, что приверженность культуре является частью персонального кода наших сотрудников, их личным выбором, который удачно совпадает и дополняется деятельностью фирмы в рамках сотрудничества с музеями.
— Как сказал классик, «культурные мосты сжигают в последний момент». Российская культура на мировой арене сегодня находится в сложной ситуации — тем важнее поддерживать ее изнутри. Вы в Stonebridge Legal активно сотрудничаете с ведущими музеями, расскажите, с какими именно и в каких плоскостях?
— Д. П.: Вот про сжигание мостов точно не надо. Мы считаем, что значительная часть юридической работы состоит как раз в возведении мостов, которые позволяют бизнесу добиться поставленной задачи, будь то приобретение актива или создание совместного предприятия, привлечение финансирования или реализация проекта в сфере государственно-частного партнерства.
Наша роль как консультантов — помочь найти такие условия сделки, которые будут отвечать интересам нашего клиента, но при этом будут приемлемы и для контрагента. Мы уверены, что даже в самых тяжелых ситуациях решение может быть найдено — было бы желание. И в этом контексте, конечно, очень печально слышать про разрыв культурных связей, отказ от ранее достигнутых договоренностей. Так, в прошлом году в Пушкинском музее проходила очень интересная выставка, посвященная развитию изобразительного искусства во второй половине XIX — начала XX веков. Изначально она задумывалась как «перекличка» ведущих европейских музеев, которые должны были представить работы выдающихся мастеров той эпохи, продемонстрировав переход от импрессионизма к модернизму и авангарду. К сожалению, как нам рассказали кураторы выставки, европейские музеи отказались от сотрудничества с Пушкинским музеем, поэтому «выбывшие» полотна пришлось заменить экспонатами из других российских музеев, что сместило акцент в сторону отечественной живописи, но удачно позволило московской публике познакомиться с интересными работами из регионов.
Конечно, после таких историй совершенно иначе воспринимаешь труд сотрудников музея и ценность каждой выставки. Поэтому мы считаем важным поддерживать выставочную деятельность Пушкинского музея, спонсируем проведение выставок Третьяковской галереи, причем одного из самых популярных и закрытых фондов музея — отдела графики.
Помимо уже упомянутых событий, в прошлом году мы совместно с Третьяковской галереей выпустили очередной альманах в серии «Художники в Третьяковской галерее»: он был посвящен одному из великих портретистов XVIII века — Владимиру Боровиковскому.
Также мы периодически приглашаем клиентов и сотрудников на вернисажи и закрытые показы выставок, предоставляя возможность в камерной обстановке насладиться искусством и пообщаться с сотрудниками музеев.
— Любая сфера — профессиональная, человеческая, медийная — выстраивается на основе гуманизма. И, чтобы не допустить гуманитарной девальвации общества (особенно в сегодняшних условиях), необходимо поддерживать и не бросать то, на что каждый отдельно взятый человек или фирма тратили силы раньше. У Stonebridge Legal это в том числе благотворительные фонды. Расскажите подробнее об этой точке приложения сил.
— Роман Прудентов: Согласен, что гуманитарная составляющая важна не только в профессии, но и в повседневной жизни. Будучи представителями гуманитарной сферы, юристы сталкиваются с запросами о помощи особенно часто. Уверен, что любой выпускник юридического факультета неоднократно оказывался в ситуации, когда родственники, друзья, знакомые или коллеги обращались за бесплатной юридической консультацией (в том числе и из совершенно другой отрасли права, чем та, в которой специализируется юрист). В этих обстоятельствах важно помнить, что призвание юриста — помогать разбираться в хитросплетениях законов и иных актов, быть готовым оказать посильную помощь. Ведь иногда общая рекомендация близкого юриста может быть не менее ценной, чем совет специалиста по сути.
Если же говорить о благотворительной деятельности в более узком виде, то за годы существования нашего коллектива у нас естественным образом сложилось сразу несколько форм взаимодействия с благотворительными организациями, каждая из которых позволяет нашим сотрудникам поучаствовать в благотворительности в наиболее близком для них формате. Наши сотрудники через фонды-партнеры оказывают адресную помощь талантливым детям и подросткам, также у нас есть опыт коллективного посещения и поддержки домов престарелых и центра иппотерапии, который проводит инклюзивные фестивали и обучение детей с ограниченными возможностями. Еще мы много лет сотрудничаем с Фондом Хабенского: в рамках этого сотрудничества наши сотрудники бесплатно консультируют фонд по возникающим в рамках его деятельности юридическим вопросам, а также помогают с разработкой документов и договоров.
Интересно отметить, что в ходе консультирования Фонда Хабенского мы иногда сталкиваемся с очень сложными вопросами, пробелами и противоречиями в законодательстве. Наиболее интересные вопросы мы даже используем при тестировании соискателей, поэтому всегда рады новым обращениям коллег из фонда.
— А как в вашей фирме взаимодействуют с молодым поколением? Есть ли у вас практика сотрудничества с крупными учебными заведениями и если да, то с какими именно?
— Р. П.: Как и любая крупная юридическая фирма, мы заинтересованы в привлечении молодых высококлассных специалистов, поэтому каждую весну-лето приглашаем студентов магистратуры и выпускников юридических вузов на летнюю стажировку, после прохождения которой успешным кандидатам предоставляется возможность занять в нашей фирме позиции помощников юриста. Но это лишь верхушка и, если так можно сказать, наиболее формальная часть айсберга.
Мы считаем важным со студенческой скамьи готовить бакалавров и магистров юридических вузов к практической работе, рассказывать им об особенностях работы юридической фирмы и тех вопросах, с которыми мы сталкиваемся. Только за последнее время наши партнеры и юристы прочитали ряд курсов лекций по сделкам слияний и поглощений для студентов МГУ, МГЮА и МГИМО, а также провели открытую лекцию и день открытых дверей у нас в офисе. Помимо этого, у нас регулярно проходят практику студенты-юристы бакалавриата и магистратуры уже упомянутых мною вузов и ВШЭ.
Кроме этого, мы работаем и с коллегами из смежных сфер: на базе ВШЭ мы проводим обучающие курсы и круглые столы в области юридического маркетинга. На наш взгляд, это очень важное направление, позволяющее не только обменяться опытом, но и консолидировать юридическое сообщество на базе общих принципов работы с клиентами. Буквально на днях мы приняли участие в проводимом юридическим факультетом МГУ «Дне карьеры» — как всегда, мероприятие позволило пообщаться в неформальной обстановке и ответить на вопросы студентов, которые в ближайшем будущем начнут свою карьеру с нами.
Источник: Коммерсантъ, «Юридический бизнес», Приложение №63.