13.04.2023

Дмитрий Позин прокомментировал для Коммерсантъ санкции США, введённые в отношении компании «Металлоинвест»

Очередной раунд санкций США против России значительно расширил SDN-лист, в который попал целый ряд граждан и компаний. В значительной степени новые ограничения коснулись активов Алишера Усманова. Сам бизнесмен попал в черный список еще год назад, но в отношении подконтрольных ему компаний тогда была выпущена генеральная лицензия, выводившая их из-под санкций. Теперь она отменена, большинство активов включено в SDN-лист, но снова с рядом существенных уточнений, оговоренных новыми лицензиями. Также в списке оказались менеджеры предприятий, партнеры и родственники господина Усманова.

«Мы считаем введенные США ограничения против холдинга USM, его дочерних компаний, их менеджмента, а также родственников Алишера Усманова и других акционеров несправедливыми и необоснованными,— говорится в заявлении USM.— Алишер Усманов давно не занимается предпринимательской деятельностью, владеет в холдинге долей менее 50% и не участвует в его управлении. Отдельно подчеркнем, что включение в списки родственников — это аморальная практика, напоминающая взятие заложников». В холдинге обещают оспорить ограничения «как незаконные».

США внесли в SDN-list крупнейшего в России производителя железной руды и окатышей «Металлоинвест», а также его ключевые активы — Лебединский и Михайловский ГОКи, завод в ОАЭ Hamriyah Steel. Под санкции попали в том числе «Удоканская медь», компания USM Gold и ее актив «Федоровское», на балансе которого находится лицензия на геологоразведку на золоторудную площадь в Кемеровской области и Аскизском районе Хакасии. Также в санкционный список вошли гендиректор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев.

«Удоканская медь» выступает оператором одноименного крупного месторождения с ресурсами 26,7 млн тонн меди, но пока не ведет добычу. Запуск первой очереди планируется в конце третьего квартала. «Металлоинвест» не экспортирует продукцию в США, но исторически поставлял значительные объемы в Европу (на регион пришлось 37% отгрузок в 2021 году).

В 2022 году холдинг уже столкнулся с логистическими проблемами при организации отгрузок в европейские страны, хотя прямых санкций в отношении компании не было. Из-за потери транзита через Украину у компании остались тогда два варианта логистики — через порты Северо-Запада или Новороссийск, говорил в июне 2022 года Назим Эфендиев.

Полное влияние санкций на бизнес «Металлоинвеста» мы сможем увидеть через некоторое время, отмечает директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец. Он поясняет, что с февраля 2022 года компания «уже и так достаточно изменилась». «Во-первых, увеличились поставки на внутренний рынок,— уточняет эксперт.— Во-вторых, изменился портфель экспорта: он сократился и сместился в сторону азиатских клиентов».

В результате, по мнению господина Коломееца, «Металлоинвест» будет предпринимать дальнейшие шаги по развитию внутреннего рынка, сделает ставку на строительство глубоководных терминалов в портах, а азиатские клиенты холдинга «получат возможность настаивать на скидках».

Дмитрий Позин, партнер корпоративной практики Stonebridge Legal, говорит, что компании, расположенные за пределами США и не ведущие там бизнес, «не обязаны соблюдать санкции, введенные против "Металлоинвеста"». «Тем не менее на практике многие неамериканские и неевропейские компании добровольно соблюдают ограничения США и ЕС, избегая взаимодействия с подсанкционными лицами и компаниями, чтобы самим не оказаться под санкциями»,— говорит юрист.

Еще одним крупным активом USM, попавшим под санкции, стал «Аккерманн цемент». Ему принадлежат три завода общей мощностью 7,3 млн тонн цемента в год в Новотроицке, Горнозаводске (Пермский край) и Ахангаране (Узбекистан). Российские предприятия «Аккерманн цемента», как и другие компании отрасли, выпускают почти всю продукцию для внутреннего рынка, на экспорт идет незначительная часть и в основном в страны ЕАЭС. Холдингу также выдана лицензия на завершение сделок.

В «Аккерманн цементе» получить комментарии не удалось. Генлицензия, отмечает источник “Ъ” на рынке, могла потребоваться для реализации закупок фильтров или оборудования. По его словам, «вся цементная отрасль зависит от поставок основного оборудования из США и ЕС, там же оно и ремонтируется». Как раз фильтры в основном приходят из США, на их долю до весны 2022 года приходилось более 40% всех закупок цементниками РФ фильтров иностранного производства.

Читайте подробнее на сайте газеты Коммерсантъ.