15.02.2024

Искандер Бинашев для Росинфры: новый этап развития ГЧП в сфере аэродромной инфраструктуры

Сейчас активно обсуждается необходимость развития аэродромной инфраструктуры, а также возможные источники финансирования таких проектов. Применимость механизма ГЧП для проектов аэродромного комплекса комментирует руководитель практики инфраструктуры, строительства и ГЧП Stonebridge Legal Искандер Бинашев.

В условиях возрастающей потребности в обновлении и развитии инфраструктуры (в том числе транспортной) и ограниченного бюджетного финансирования, ГЧП может стать одним из инструментов привлечения частных инвестиций и расширения перечня реализуемых проектов развития аэродромного комплекса. Помимо этого государство сможет разделить риски и ответственность с частным инвестором. Примеры концессий в отношении аэродромного комплекса на рынке уже есть, например, федеральные проекты – аэродромы Шереметьево и Левашово, региональные проекты – аэропорт Благовещенск (Игнатьево) и аэропорт Новый Уренгой.

Правительство рассматривает софинансирование проектов в рамках нового федерального проекта по развитию аэродромной инфраструктуры в период 2025-2030 годов. Утверждение такого проекта закрепит долгосрочные расходные обязательства государства и тем самым обеспечит возможность заключения долгосрочных соглашений с инвесторами (в том числе концессионных соглашений).

Будущие инвесторы и участники аэропортовых проектов столкнутся с рядом особенностей при структурировании аэропортовых проектов, о которых речь пойдет ниже.

Источник возврата инвестиций

В качестве одного из основных вариантов обеспечения возвратности инвестиций в реконструкцию инфраструктуры рассматривается установление специального аэропортового сбора с пассажиров. Несмотря на наличие успешной практики включения инвестиционной составляющей в тарифы в проектах по развитию аэродромов, например, в рамках проекта по реконструкции аэродрома Шереметьево (см. Распоряжение Правительства РФ от 04 мая 2018 года № 856-р), при структурировании таких проектов будет важно обеспечить баланс интересов пассажиров и инвесторов и не прийти к одной из крайностей:

 

  • полностью перенести риски окупаемости на инвестора, который должен получить возврат своих инвестиций за счет оказания иных услуг в аэропорту. Потенциально такой сценарий возможен только в отношении аэропортов с большим (более 10 млн. человек/год) пассажиропотоком, а аэропорты с невысоким уровнем пассажиропотока окажутся не интересны инвесторам;
  • полностью перенести риски окупаемости на пассажиров за счет введения инвестиционных аэропортовых сборов в размере, позволяющем обеспечить возвратность инвестиций. Чрезмерный рост размера аэропортовых сборов может привести к сокращению пассажиропотока и доступности перелетов для граждан.
  • полностью возложить финансовое бремя на бюджет путем осуществления реконструкции за счет государства (как путем заключения государственных контрактов на реконструкцию имущества аэропорта, так и покрытия существенного объема расходов на реконструкцию через выплату капитального гранта).

Ограниченная оборотоспособность отдельного аэропортового имущества

Аэродромная инфраструктура, как правило, находится в собственности РФ или собственности регионов. В отношении нее установлен запрет на приватизацию. Для имущества государственной авиации и объектов единой системы организации воздушного движения предусмотрена исключительно федеральная собственность. Таким образом, из классических форм ГЧП в отношении указанных объектов применим только механизм концессии.

Множественность собственников аэропортового имущества

Другая особенность состоит в том, что аэропорт является комплексным инфраструктурным объектом, который включает в себя множество отдельных объектов недвижимого имущества. Правами в отношении отдельных частей такого комплекса могут обладать разные лица, например, взлетно-посадочные полосы могут находиться в федеральной собственности, а пассажирские терминалы в региональной или частной собственности. При наличии в проекте федеральной и региональной собственности может потребоваться разделить проект на отдельные проекты и решить какое имущество в каждом случае будет объектом соглашения.

Возможность заключения концессии без проведения конкурса

Концессии могут быть заключены без проведения конкурса с концессионерами, которых определит Правительство РФ. Такая упрощенная процедура применима как к федеральным, так и региональным проектам (например, такой способ заключения использовался в рамках концессий в отношении школ, которые строят компании группы «ПроШкола»). Заключение концессионных соглашений без конкурса может быть оправдано в отношении аэропортов, в которых уже есть действующий частный оператор. Такой оператор лучше понимает специфику объекта, напрямую заинтересован в обеспечении качества выполняемых работ по реконструкции аэродромной инфраструктуры, поскольку его доходы от аэропортовой деятельности напрямую зависят от доступности и качества аэродромной инфраструктуры.

Источник — платформа «Росинфра». Ссылка на материал.