Посредники стали предлагать бизнесу факторинг как инструмент международных расчетов, все более усложняющихся из-за санкций, рассказали «Ведомостям» два из них. Уже есть прецеденты создания факторинговых компаний в некоторых дружественных странах, знает один из собеседников, и эта схема набирает обороты.
Схема выглядит следующим образом: факторинговая компания сводит поставщика и покупателя и те проводят, по сути, зачет прав требования: покупатель получает товар, продавец – деньги, а факторинговая компания – комиссию. Средней комиссией платежного агента при проведении международного платежа считается 4–6%, но небольшие суммы обходятся дороже, рассказывает другой собеседник. Размер комиссии, который берут именно факторинговые компании, он раскрывать не стал.
Развитие факторинга как инструмента международных расчетов источники связывают с тем, что иностранные банки все более настороженно относятся к платежным агентам, которые помогают бизнесу проводить транзакции. По мере того как рушатся схемы трансграничных платежей через агентов, активно разрастается использование факторинговых компаний для этих целей.
Факторинг – это обмен будущей выручки на деньги. Упрощенная схема взаимодействия в рамках этого механизма выглядит так. Продавец и покупатель заключают договор о поставках на условиях отсрочки платежа. Затем продавец обращается за финансированием к фактору (банк, микрофинансовая организация, факторинговая компания), который переводит продавцу первый из двух платежей. Когда наступает срок оплаты, покупатель переводит деньги фактору, а тот – остаток от суммы поставки за вычетом своей комиссии продавцу. Схема взаимодействия может меняться в зависимости от параметров сделки и условий, о которых договорятся стороны.
Обычно бизнес прибегает к факторингу в качестве альтернативы банковскому кредиту: с его помощью можно отпускать товар или оказывать услуги с отсрочкой платежа, не боясь кассовых разрывов. В отличие от кредита в факторинге не нужно оставлять залог, чтобы получить деньги: залогом становится дебиторская задолженность, т. е. будущая выручка. Также от кредита факторинг отличает то, что размер финансирования не ограничен – он растет вместе с продажами.
Советник практики банковского и финансового права Stonebridge Legal Павел Кутовой говорит, что примеров, когда факторинг применяется для осуществления трансграничных платежей российских импортеров в адрес своих зарубежных контрагентов, пока немного, но использование факторинга – вполне логичный шаг. Другое дело, что факторинг – это частный случай финансового посредничества, который не является панацеей от санкционных рисков. Встраивание компании-фактора в цепочку расчетов не решает проблемы вывода этих расчетов из системы банковских платежей, уязвимой для санкционного давления.
Полная версия материала доступна на сайте Ведомостей по данной ссылке.