Нестандартный механизм
Консультанты создают инвестору с заблокированными активами траст в дружественной и ЕС, и России юрисдикции, например на Сейшелах. В России траст регистрируется как контролируемая иностранная компания во избежание проблем с властями. В него переводятся замороженные активы, после чего траст отдается в управление лицензированному доверительному управляющему также в дружественной юрисдикции, например на Кипре. Далее трасти на свое имя открывает счет доверительного управления в одном из местных банков или брокеров, раскрывая бенефициара траста.
После этого все происходит по уже классической схеме – управляющий от имени траста заключает договор с консультантами, и те подают заявление на разблокировку активов в казначейство Бельгии и OFAC. Как только «звезды сходятся», и оба регулятора выдают разрешения, консультанты отправляют лицензии в бельгийский депозитарий Euroclear, где заморожена большая часть бумаг российских инвесторов, и просят зачислить их на счет траста.
Двойная лицензия
Разморозка активов российских инвесторов путем обращения за лицензией в зарубежный регулятор усложняется – тенденцией в последнее время становится требование получать специальное разрешение еще и в стране, куда активы будут переведены, писали «Ведомости» в апреле. Так стал поступать Кипр, где оседает больше всего разблокированных активов, также такое требование есть в Швейцарии и Испании. Причем если на Кипре и в Швейцарии это требование исходит от властей, то в Испании это скорее инициатива самих финансовых организаций, принимающих активы.
По мнению Романа Прудентова, партнера корпоративной практики Stonebridge Legal, «эффективность трастовой схемы вызывает вопросы – несмотря на передачу активов в доверительное управление, их бенефициаром остается российское лицо, что существенно снижает шансы получить разрешение на разблокировку в отсутствие у инвестора гражданства/ВНЖ в ЕС».
Читайте подробнее на vedomosti.ru по данной ссылке.