Европейский суд общей юрисдикции 11 сентября полностью отклонил иск НРД к Совету ЕС о снятии санкций. В иске депозитарий утверждал, что европейский законодательный орган предоставил недостаточно обоснований для введения ограничений, а формулировки его доказательств не соответствуют юридическим стандартам. Кроме того, при принятии решения о санкциях совет опирался на неверные факты, считает НРД.
В частности, депозитарий попытался оспорить утверждения, что он является важным институтом для российской финансовой системы и помогает правительству проводить свою политику, предоставляя ему финансовые ресурсы. НРД также не согласился с тезисом, что он находится под контролем российских властей: по его оценке, Совет ЕС не смог установить наличие убедительной связи между ним и правительством. Наконец, НРД заявил, что введенные санкции «непропорционально ограничивают» его основные права.
Суд отклонил каждый из этих доводов. Он указал, что системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка НРД признал сам ЦБ. На статус депозитария для финансового рынка России также указывает объем хранящихся у него ценных бумаг: к концу II квартала 2020 г. их стоимость достигала 69,5 трлн руб., напомнил суд. НРД повышает эффективность финансовых рынков в России и способствует привлечению инвестиций в страну, тем самым стимулируя экономический рост, и косвенно способствует расширению возможностей российского правительства в плане его ресурсов, постановили судьи. На обширные связи НРД с международной финансовой системой указывает то, что у него открыты счета в центральных депозитариях восьми стран, иностранных банках-кастодианах и других крупных зарубежных банках, отмечается в сообщении суда.
При этом 22% от всех активов на хранении в НРД в 2020 г. составляли облигации, выпущенные российским Минфином, указал суд. Аргумент НРД о том, что бонды приобретаются не от его имени, а исключительно в интересах клиентов, был сочтен несостоятельным. Предоставляя услуги правительству, депозитарий в любом случае вносит вклад в повышение доверия к программе управления госдолгом и помогает властям получать финансовые ресурсы для продолжения «действий по дестабилизации Украины», заявил суд. Кроме того, российский Центробанк использует платежную систему НРД для проведения денежно-кредитной политики, указано в сообщении. Это оказывает влияние на эффективность российской экономики и, следовательно, на доходы РФ.
На заявление НРД о том, что санкции непропорционально ограничивают его права, суд возразил, что меры являются вполне соразмерными, если учесть основополагающую важность поддержания мира и международной безопасности.
В иске депозитарий также выдвинул аргумент о том, что санкции нарушают право собственности его клиентов, так как их активы заморожены. Суд, однако, напомнил, что НРД не может ссылаться на право собственности, которым он не владеет. Клиенты располагают собственными средствами защиты своих прав в национальных судах и могут лично заявить об их нарушении, отмечается в сообщении.
С момента вынесения решения судом у НРД есть 2 месяца и 10 дней на подачу апелляционной жалобы, указал суд. НРД не ответил на запрос «Ведомостей» об оценке решения суда и планах по его обжалованию.
Позиция суда подтверждает, что инвесторы вправе обращаться в органы Бельгии и Люксембурга с запросами на разблокировку их активов, а также обжаловать их отказы или бездействие в национальных судах указанных стран, отметил партнер корпоративной практики юридической фирмы Stonebridge Legal Роман Прудентов. При этом заявки на разблокировку активов клиентов со стороны многих российских брокеров уже более полутора лет остаются даже без формального ответа, напомнил Прудентов.
Полная версия материала доступна на сайте Ведомостей по данной ссылке.